Исследование консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) показало, что у россиян как потребителей стали меняться привычки.
.jpg)
Для них стала характерна определенная разборчивость, когда они выбирают товары. Также они проявляют настойчивость в поиске товаров по более доступным ценам. Они стали менее зависимыми от знаменитых и дорогих брендов.
Для изучения общественного мнения исследованием в нынешнем году было охвачено четыре тысячи респондентов. При этом учитывались 42 категории покупок по трем основным направлениям. Речь идет о товарах продовольственных и непродовольственных, а также об услугах. В итоге было установлено, что по сравнению с исследованиями 2013 года предпочтения российских потребителей изменились, как и в целом их отношение к приобретениям.
Оказывается, россияне теперь готовы заплатить больше лишь за некоторые товары, которые относятся к важным для качества жизни категориям. Их зависимость от брендов стала меньше. Все потребители считают возможным искать товары по более доступным ценам. При этом россиян не очень-то беспокоит будущее, хотя они стали менее оптимистичны.
Новая потребительская модель россиян, по оценке BCG, все больше напоминает ситуацию в государствах Восточной Европы. В стране наблюдается явная «перезагрузка» отношения к шопингу. И это стало типичным для любых категорий потребителей. И для того, у кого доходы значительные; и для того, кто является малообеспеченным. Каждый второй накапливает деньги, а не растрачивает их. А тот, кто покупает, делает шопинг более осмысленным. Он считает возможным искать товар или услугу, которая лучше и по качеству, и по цене.
Именно за последние годы, когда экономическая ситуация в стране осложнилась, поведение потребителей в России изменилось. Они теперь считают возможным и необходимым экономить. И потому не спешат дополнительно тратиться, скажем, просто на более качественное обслуживание. Более того, 35% респондентов отметили, что в целом уменьшили объем потребления. В общих потребительских расходах доля базовых стала больше и достигла 60%! Речь идет о продуктах питания, коммунальных и транспортных расходах. В иных категориях эта доля стала меньше.
В современном понимании российских потребителей непродовольственные товары перешли в категорию необязательных. В этой категории они готовы потратиться лишь на бытовую технику, медпрепараты, одежду. В потребительском сознании произошел перелом. Все больше россияне откладывают крупные покупки «на потом». Они проявляют больше стремления купить товары по самым низким ценам. Остается добавить, что для россиян все меньше значат бренды. Менее четверти опрошенных подтвердили, что для них это важно.