С этим напрямую связана общая угнетённость повествования его произведений, глубокое психическое (не психологическое!) состояние героев, особенности их мышления и ими созданные теории — самыми явными примерами подобного служат Родион Раскольников ("Преступление и наказание") и Алексей Кириллов ("Бесы"). Приобрести эти книги в коже вы можете на сайте https://www.family-book.ru. "Преступление и наказание" и "Бесы" Достоевского доступны в сборнике "Библиотека русской классики в 100 томах" в кожаном переплете.
Главной нитью "Преступления и наказания" являются рассуждения Раскольникова, согласно которым человечество делится на "тварей дрожащих" и "право имеющих", то есть, безвольных трусов и, напротив, людей решительных, способных влиять на судьбы других. Алексей Кириллов же, путём влияния на его сознание нигилистических идей, дошёл до глубоких, но иррациональных размышлений. Бог, как рассуждает Кириллов, не существует, но человек, преодолевший страх, сам становится его подобием — человекобогом (не богочеловеком, что важно). Преодоление страха в его понимании — самоубийство, когда сознание теряет страх перед предшествующей смерти болью, тем, что будет после неё. Но как мертвец может стать богом? Возможно, на миг совершения самоубийства, когда разум чист, спокоен и, что самое важное, свободен.
Но как с этим связан экзистенциализм? Экзистенциальная теория заключается в том, что человеческое существование не имеет смысла, являясь пустым до того момента, когда личность сама дойдёт до создания собственного смысла. В случае Раскольникова и Кириллова — их теории, захватившие целиком разум, влияющие на поступки и поведение. Но в образе того же князя Мышкина ("Идиот") большее пространство метафизической составляющей жизни занимает никто иной, как Бог.
Христианство присуще самой личности Достоевского. Он в целом был человеком, чьи жизненные ценности строились на том же христианстве (которое имело тесную связь с русофильскими взглядами) и консерватизме. Достоевский ненавидел нигилизм и революции, но детально изображал их в своих произведениях, чтобы показать их влияние на состояние души человека. Точнее её падение, отдаление от Бога и гниение до той степени, когда человек превращается в бесовское исчадие, бездуховное пропащее существо, демона. Эта самая демоническая картина представлена в романе "Бесы", где едва ли не каждый герой погряз в безбожии и, следственно, оказался обречён на гибель и тела, и духа.
Удивительно то, что атеизм современного общества в чьём-то мировоззрении до сих пор — опасная тёмная бездна, из которой нет спасения. Точнее, единственным спасением является возвращение человека на путь веры в Бога. Значит, Достоевский актуален и сейчас, когда значительный процент человечества далёк от религии в любом её проявлении. Но обречён ли на метафизическую гибель, избирая собственным смыслом жизни не поклонение высшему и пречистому? Это вряд ли способен постичь мозг даже философа, так как любой взгляд на этот вопрос будет субъективным за счёт индивидуального мышления — зависимо от того, является ли рассуждающий непосредственно последователем религии или атеистом.