Первый мопед под названием Верховина-3 сошел с конвейера в 1970 году. Это был легкий аппарат с объемом 50 кубических сантиметров и мощностью двигателя в две лошадиные силы марки Ш-51К. В свое время он произвел фурор среди советских мотолюбителей. В последующие годы были выпущены Верховина-4, 5, 6, 7. В их конструкции менялся дизайн, форма седла, и модели двигателя Ш-52 в Верховине-5 и 6 Ш-57.
Особого внимания заслуживает Верховина-6, именно здесь педали заменили кик стартером. Он оснащался двухтактным двигателем, мощностью 2,2 лошадиные силы. С появлением этой версии был сильно изменен внешний вид мопеда. Он получил высокий руль, более удобное седло. Его шины стали шире, подвеска мягче. Из-за внешнего сходства с мотоциклом его прозвали “микромотоциклом”. Благодаря высокому качеству, простоте обслуживания, и относительно низкой стоимости этот мопед заслужил народную любовь.
Следом в 1981 году вышла Верховина - 7, и на этом мопеды под этой маркой перестали выпускаться. В следующем году свет увидел новое детище Львовского мотозавода мопед “Карпаты”.
Технические особенности мопеда Верховина
Первая модель мопеда получила трубчатую сварную раму, что значительно облегчило конструкцию и сделала ее более прочной. Вес мокика составил всего 51 килограмм. Мопеды оснащались багажником, способным перевозить до 15 килограмм груза.
Наибольший интерес вызывают последние модели ЛМЗ, Верховина - 6 и Верховина - 7. Последний экземпляр был оборудован электрической системой зажигания с коммутатором и датчиком Холла, это было абсолютно новое явление в советском мотопроизводстве. Мопед получил новый карбюратор и двухтактный двигатель Ш-62. От предыдущей модели Верховину-7 отличала передняя фара и фонари стоп-сигналов. Приборы контроля были вынесены на руль.
Последние модели получили барабанные тормоза на обоих колесах и стали несколько тяжелее своих предшественников. Также седьмая реплика потеряла в скорости. Если ее предшественницы разгонялись до пятидесяти километров в час, то пределом Верховины-7 были показатели в 40 км/ч. Расход топлива составлял 2 литра на 100 километров.
Типичные поломки
Мопеды Верховина были очень популярны в советское время, но с выходом последних моделей Верховина-6 и 7 качество его значительно упало. Из-за низкой стоимости эти мопеды часто берут как “наглядное пособие” по ремонту и обслуживанию мототехники. Они отличаются достаточно простым устройством двигателя, который с легкость ремонтируется, если есть качественные детали.
Среди традиционных “слабых мест” Верховины выделяют следующие:
-
Малая мощность или вообще отсутствие тяги - одна из наиболее частых проблем этого мопеда. Чаще всего это происходит по причине недостаточной компрессии в кривошипно-поршневом механизме. Это решается заменой поршневых колец или поршневого механизма в целом. Иногда для увеличения тяги, полностью удаляют все заслонки и перегородки в глушителе. Но при этом значительно возрастал шум от выхлопа.
-
Проблемы со сцеплением, которые как правило, связаны с некорректным обращением. Причиной может послужить пробуксовки и резкий старт.
-
Частые поломки коробки передач, что проявляется в рывках при езде на одной из двух передач.
Очень часто эти мопеды подвергают всевозможному тюнингу, увеличивают мощность двигателя. В магазинах мотозапчастей, на рынках, тем более в интернете всегда можно найти подходящие детали на Верховину.